Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003 - страница 53

Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003 - страница 53

^ 6.1.2 Положение о творческих работах в основной школе126

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Творческую работу (проект) может выполнять любой ученик подростковой школы.

2. Творческие работы могут выполняться по любой тематике (предметы, входящие в учебный план, предметы по выбору, кружки, факультативы и т.д.).

3. Творческие работы могут быть выполнены под руководством преподавателей школы, студентов, родителей учащихся, других специалистов, работающих вне школы.

4. Творческая работа может быть завершена в течение одного года и (или) выполняться в течение нескольких лет.

5. Тексты творческих работы хранятся на кафедре (МО), в специализированных кабинетах, библиотеке (читальном зале).

6. Количество учеников, выполняющих творческие работы у одного руководителя, ограничивается 8 учащимися, за исключением случаев, специально согласованных с администрацией школы.

7. Руководство творческими работами осуществляется по индивидуальному плану в соответствии с функциональными обязанностями учителя школы “Универс”.

8. Руководство творческими работами учащихся учитывается при аттестации педагога, и по представлению кафедр и решению администрации ступени может премироваться из особого премиального фонда.

9. В качестве ресурса для выполнения творческой работы учащийся подростковой школы может использовать предметные лаборатории, медиалаборатории, архивы и др.

^ II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.

II/1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:

^ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:

А) в случае психологической несовместимости, выявленной в ходе совместной работы (до конца февраля).

Б) в случае невыполнения заданий учащимся по плану, если нарушения принимают постоянный характер (до начала II полугодия).

^ II/2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.

УЧАЩИЙСЯ ОБЯЗАН:

^ УЧАЩИЙСЯ ИМЕЕТ ПРАВО:

^ III. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Защита творческих работ происходит на научно-практической конференции (май), на творческом экзамене (конец мая).

Защита происходит публично в присутствии учителей и учеников; комиссии создаются завучем по предложению руководителя кафедры (МО).

Успешное выступление учащихся на научно-практической конференции школы (района, города), а также призовые места в районных (городских) выставках (смотрах, конкурсах) могут быть приравнены к защите творческие работы по представлению руководителя или кафедры (МО) и по решению администрации.

^ 6.1.3 Индивидуальный проект учащегося в практике школы (ступень основной школы)127

Данный текст содержит описание построение деятельности учащегося основной школы. Текст освещает возможные пути формирования ответственности как компонента учебно -практической самостоятельности (собственно индивидуальный проект), а также акцентирует условия, обеспечивающие формирование социально-коммуникативной компетентности, а также критерии оценки проектов, роли взрослых в осуществлении индивидуальной проектной деятельности; предложены разнообразные темы проектов.

Мы полагаем необходимым выделить два этапа в формировании проектной деятельности детей: 5-7 и 8-9 классы. Ниже описаны общие (для 5-7-х и8-9-х классов ) принципы осуществления индивидуального проекта, отличие же состоит в разной степени личной ответственности учащегося.

Время обучения в 5-7 классах – это период накопления опыта работы в групповых проектах, время групповых проектов с самостоятельной деятельностью ребенка внутри них. Здесь работой группы руководит учитель (ответственным является взрослый), который является ведущим в этой деятельности, выстраивает и удерживает связи между участниками проекта, обеспечивает безопасность и успешность действия. Ребенок имеет свободу входа-выхода в проект, возможность занимать различные позиции и роли, различную активность на разных этапах.

Этап 8-9 классов – время выявить с ребенком структуру проектной деятельности и оспособить его в этой деятельности. Это время индивидуальной ответственности, время осознанно пройти все этапы учебного проекта в полном цикле. То есть деятельность в старших классах основной ступени школы построена так, что ответственность принадлежит самому учащемуся.

Во время запуска проектной деятельности мы ставим перед собой следующие цели:

Перед вами пути их достижения:

В восьмом классе появляется мастерская проектирования, обязательная для восьмиклассников (2 часа в неделю) и на выбор для учащихся девятого класса. Здесь обобщается личный опыт ребенка участия в проектах, выполнения иных самостоятельных работ, обсуждается его представление о себе, его умения, увлечения, слабые и сильные стороны, представления о будущем.

Чуть позже в параллели организуется «вторая волна» поиска идей, тематики проектов. На учебных предметах, мастерских происходит запуск деятельности: определяются изучаемые темы, способы их освоения, возможные формы отчетности и системы оценивания, приоритетные линии по формированию умений.

Параллельно обсуждается и составляется план работы школы на год, состоящий из ежегодных больших (Лицей, Новый год, день рождения школы) и малых праздников, игр, семинаров, выставок, экскурсий, походов, лагерей, соревнований, турниров, олимпиад, проектов, инициируемых Советом школы, отдельными детьми и взрослыми. Сроки, содержание всего этого многообразия и возможная степень участия каждого обсуждается в классах.

Поиск идеи проекта ребенком можно представить следующим образом:

Учебные предметы, общественная жизнь

Предметы по выбору, школы

Мастерские







Самоанализ

Ниже анализируются и обосновываются различные возможные роли взрослых в проектной деятельности учащихся. Эта важнейший аспект создания компетентностно-оринтированного образовательного процесса. Вступая в разные типы взаимодействий с разными взрослыми, ученик приобретает коммуникативную компетентность. Важно, что среди взрослых, о которых идет речь, есть и родители.

^ Роль «школьных» взрослых и родителей в работе над проектом:

Проектная кафедра утверждает темы, принимает предзащиты и защиты, разрабатывает и выдвигает критерии оценки проекта, требования к оформлению, т.е. обеспечивает внешнюю оценку проекта.

Руководитель проектной мастерской организует групповое обсуждение структуры проектирования, идей проектов, возможных путей реализации, ставящихся целей и ожидаемых результатов, трудностей, возникающих у детей, их причин и путей их возможного преодоления. В ходе обсуждения дети учатся занимать разные позиции, выдвигать критерии и оценивать по ним деятельность, задавать содержательные вопросы и отвечать на них.

Классный руководитель (тьютор) обеспечивает безопасность: помогает ребенку найти руководителя проекта, выстроить с ним отношения, места для работы над проектом, удерживать сроки, найти кооперантов, подчас просто проявляет заинтересованность и оказывает поддержку. В ходе работы над проектом наиболее ярко проявляются умения и неумения ребенка. Тьютор помогает проанализировать их и выстроить дальнейшую образовательную траекторию.

Мастер – руководитель мастерской, учитель по предмету, в рамках которого выполняется проект, специалист предоставляет ребенку место и время для работы, помогает в поиске литературы и материалов, консультирует по специальным вопросам, помогает получить специальные навыки.

Родитель поддерживает, создает условия для работы ребенка дома, расширяет сферу интересов ребенка, помогает с выходом в социум.

Руководитель проекта (зачастую им является один из перечисленных выше, особенно если может не только выполнять несколько функций, но и разводить их, вставая на различные позиции и являя это ребенку). Мы не можем пока точно сформулировать функционал этого лица. Наверно, главное – обеспечение безопасности, что включает в себя успешность ребенка, но средства будут очень индивидуальны.

^ Что дают разные роли взрослого?

В проекте ребенка взрослые находятся на двух полюсах: помощь и контроль, оценка. Следовательно, ребенок получает опыт двух типов отношений: сотрудничество и представление, предъявление себя через результаты своего труда. Происходит поляризация отношений: взрослый может быть помощником, проверяющим, зрителем и т.д.

Мы полагаем, что в этом возрасте детский проект должен быть индивидуальным еще и потому что это снимает ведущую роль взрослого и позволяет ребенку быть ответственным и за процесс и за результат.

Перечисленные характеристики образовательного процесса – важнейшие конкретные признаки, по которым можно судить, происходит ли работа в направлении формирования социально-коммуникативной компетентности.

^ Коммуникативная компетентность как «побочный» эффект работы над индивидуальным проектом:

Ребенок может, и, как правило, испытывает острую необходимость, подключить помощников во время реализации проекта. (Чтобы провести игру «Футбольная мозаика» с малышами нужно позвать несколько судей.)

Ребенок вынужден искать контакт с лицами, заинтересованными в его проекте. (Организация выставки художественных работ требует установления связи с художниками, выставки декоративных кроликов – с кролиководами.)

Если два или три человека берутся за один проект, то необходимо четко разделить сферы ответственности за результат, и тогда под общей идеей возникают два-три подпроекта. (Разрабатывая проведение турнира по настольному теннису, ребята выделили три части: рекламная компания, изготовление призов из керамики, организация самих матчей.) НО, зачастую, если руководитель не удерживает поставленной цели и связей в проекте, то группа распадается. Ребенку в этом возрасте за себя то отвечать тяжело, не то, что организовать других.

Общение с потребителями, с теми, кому предназначен продукт (с одноклассниками, малышами, жителями микрорайона, воспитанниками детского дома и т.д.): исследование спроса и потребностей, осуществление услуг, получение обратной связи. Кроме непосредственного контакта ученик анализирует возможные интересы потребителей, в зависимости от этого выстраивает различные стратегии, варианты, способы работы.

Поиск и налаживание отношений с руководителем, консультантами, рецензентами проекта.

Предзащита и защита проекта перед комиссией, состоящей из учителей-членов проектной кафедры и учащихся-экспертов. Предварительно ребенок продумывает форму представления результата, план выступления, ожидаемые вопросы и ответы на них.

Таким образом, ребенок вступает в отношения, вроде бы известные ему, но теперь он вступает в них в новом качестве, сам лично, а не представитель команды. Это достаточно сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Поэтому ему необходимо педагогическое сопровождение.

^ Презентация проекта

По завершении выполнения работы, получения продукта ребенок готовится к защите проекта. Организована она может быть в различной форме, но состоять должна из: устного выступления, содержащего поставленные цели, способы достижения результата, личную и социальную значимость работы, анализ результата, с возможной демонстрацией и обсуждением.

Оценивание индивидуального проекта

Что подлежит оценке?

Первое оценивает потребитель: на табуретке удобно сидеть, она крепкая, на празднике было весело, урок был интересным и понятным, во время игры много узнали и т. д. И эта оценка наиболее понятна и значима для ребенка, так как это непосредственная оценка его труда. Эта отметка может быть выставлена по предмету или мастерской близкого профиля и быть очень весомой, например, зачетной по теме.

Обратим внимание на статус оценки по проекту . Не имеющая статуса оценка проекта резко снижает ценность проектной деятельности. Обратим также внимание и на возможность самостоятельно предложить критерии оценивания для своего проекта.

Второе и третье: их можно назвать письменным и устным представлением проекта, оценивает комиссия и эксперты (в том числе и приглашенные самим учеником) по критериям, которые предлагались к обсуждению кафедрой проектирования.

Критерии оценивания проектной работы.

Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной деятельности, ее содержательной структуре (проблема – цель – образ конечного результата – способы и средства его достижения – реализация – анализ результатов).

Автор проекта может предложить свои критерии.

Данные критерии изначально были выработаны для старшей школы, затем адаптированы для основной. В зависимость от типа проекта, возраста, опыта проектной работы, целей личности, задач педагогов часть критериев могут выдвигаться на первый план, другие играть меньшую роль (так, в восьмом классе ребенку труднее определить, выразить личную значимость работы, выпускник может забыть о социальной значимости).

Оценка описания проекта для ребенка менее важна, так как менее понятна, это опосредованная оценка его деятельности через текст, текст достаточно сложно организованный, неоднозначно соотносящийся с самим процессом. Но именно в этой работе происходит значительное приращение коммуникативных умений. Дети лучше поймут необходимость и важность этой работы, если, в школе будет организован конкурс проектов, эту работу оценит учитель по словесности как владение письменной и устной речью.

Тематика детских проектов.

Можно по-разному классифицировать проектные работы. Один из вариантов – по результату, продукту, поскольку проектная деятельность продуктивна. Хотя и это разбиение достаточно условно и неоднозначно, но объединение детей разного возраста в группы для обсуждения готовых проектов близкой тематики значительно расширяет коммуникативные возможности ребенка и, значит, он действительно займет экспертную позицию (если тема «моя», я в ней специалист, то я готов заинтересованно ее обсуждать).

Педагогические проекты:

Организационные проекты:

Организационно-спортивные проекты:

Исследовательские проекты:

Издательские проекты:

Художественно-оформительские проекты:

Инфомационно-сетевые проекты:

Технологические проекты:




4105997656745650.html
4106034355461886.html
4106159164488455.html
4106288379219598.html
4106380694402894.html