Право создавать профессиональные союзы и вступать в них - I. введение

Право создавать профессиональные союзы и вступать в них


Профессиональные союзы являются действенной формой выражения и отстаивания прав и интересов, трудящихся в Казахстане.

Профессиональные союзы в республике действуют в соответствии с Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Основой деятельности профсоюзов является принятый в 1993 году Закон Республики Казахстан "О профессиональных союзах".

В Казахстане официально зарегистрированы и действуют три профсоюзных объединения: Федерация профсоюзов Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана, Казахстанский профсоюзный центр. В мае 2003 года создан оргкомитет по подготовке и проведению учредительного съезда "Единый профцентр Казахстана".

К настоящему времени в республике установились прочные партнерские отношения и взаимодействие между государством и профсоюзами.

Одной из эффективных форм взаимодействия государства и профсоюзов является ежегодная реализация обязательства Генерального соглашения между Правительством РК, республиканскими объединениями профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей. Выполнение всеми заинтересованными сторонами норм соглашения позволяет решать вопросы социального характера, а также предотвращения конфликтов в сфере трудовых, социально-экономических отношений.


^ О соблюдении социальных прав человека и гражданина


Все еще встречаются факты нарушения норм законодательства об адресной социальной помощи (далее - АСП).

Отделами труда, занятости и социальной защиты населения и участковыми комиссиями сельских округов не на должном уровне исполняются требования указанного законодательства Республики Казахстан.

Работа некоторых участковых комиссий по проведению обследования материального положения семей зачастую носит формальный подход.

Одним из распространенных нарушений в деятельности территориального уполномоченного органа и участковых комиссий, является нарушение порядка назначения АСП, несоблюдение установленных законом сроков рассмотрения заявлений о назначении АСП.

К примеру, заключение участковой комиссии Ерейментауского района Акмолинской области по заявлению О., Е. поступили в уполномоченный орган 17.01.2003 г., а решение о назначении АСП вынесено только 12.02.03 г. Более того, указанные решения не подписаны заведующим Ерейментауского РОТСЗН.

По представлению прокурора Ерейментауского района, приказом заведующего РОТСЗН от 20.10.2003 г. N 44 главный специалист А. и ведущий специалист С. привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Имеют место факты необоснованного отказа в назначении АСП.

Так, Щучинским РОТСЗН Акмолинской области было отказано И. в назначении АСП за период с 01.08.2002 г. по 31.12.2002 г., как лицу, отказавшемуся без уважительной причины от предложенной работы или трудоустройства, в связи с чем, прокуратурой Щучинского района вышеуказанное решение уполномоченного органа опротестовано, как незаконное. Нарушенные права И. на получение АСП были восстановлены.

Факты необоснованного отказа в получении АСП выявлены также в Атырауской области.

Имеются также факты злоупотребления служебным положением акимами и других сельских округов при назначении адресной социальной помощи.

Так, в Западно-Казахстанской области аким Таловского сельского округа Жаныбекского района К., используя свое служебное положение, оказал незаконное содействие в назначении адресной социальной помощи своему сыну, К., а также родственникам У., Д., в результате чего, государству причинен ущерб на общую сумму 55 556 тенге. По заявлению прокурора незаконные решения комиссии райотдела труда и соцзащиты населения отменены и необоснованно выплаченная сумма возвращена в бюджет.

По представлению прокурора К. освобожден от занимаемой должности и в отношении него 13.03.03 г. возбуждено уголовное дело, К. осужден к 2 годами лишения свободы условно.

Следует отметить, что в рамках сотрудничества и взаимопомощи с зарубежными национальными учреждениями по правам человека, Комиссией по правам человека при Президенте РК было оказано содействие в восстановлении прав ранее проживавших в Казахстане граждан России, а также граждан Казахстана, проживавших в России и Узбекистане.

К примеру, в августе 2003 года в Комиссию по правам человека обратился гражданин РК П., проживающий в городе Усть-Каменогорске ВКО, с просьбой оказать содействие в получении документов, необходимых для решения вопроса о назначении государственного специального пособия по Списку N 1. На протяжении длительного времени, заявитель не мог получить необходимые сведения о своей работе в особо вредных условиях на Алмалыкском цинковом заводе в 1972 - 1983 годах. Только после обращения Комиссии по правам человека при Президенте РК к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан Рашидовой С.Ш., Министерство труда и социальной защиты населения Узбекистана 05.09.2003 года направило П. необходимые документы для назначения государственного специального пособия по Списку N 1. В результате социальные права П. были полностью восстановлены.


О соблюдении прав граждан на охрану здоровья


Конституцией страны предусматривается право граждан республики на охрану здоровья, на получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом и платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

Иностранным гражданам, находящимся на территории Казахстана, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Казахстана. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Казахстана, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.

Гражданам Казахстана, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

По имеющимся данным, в Балхашском регионе сложилась критическая экологическая ситуация, связанная с производственной деятельностью Балхашского горно-металлургического комбината (БГМК) ОАО "Корпорация Казахмыс". С момента передачи БГМК под внешнее управление инофирме "Самсунг Дойчланд ГмбХ" объем выбросов вредных веществ в атмосферу увеличился с 300 до 700 тысяч тонн в год. Ухудшается состояние здоровья местного населения, где ведущее место занимают болезни органов дыхания и сердечно-сосудистые заболевания. С каждым годом прослеживается тенденция утяжеления течения вирусных инфекций, в частности гриппа, дающего осложнения в виде бронхитов, пневмонии и длительной лихорадки. В период с 2000 по 2002 гг. в 2 раза возросло число мертворожденных детей, при этом 50% погибло от врожденных аномалий, в частности поражения сердца, анемии, острого лейкоза. Средняя продолжительность жизни в городе сократилась с 58,6 (1996) до 53,2 лет (1999), при общереспубликанской - 64 года.

Несоблюдение инвесторами технологических и эксплуатационных норм в процессе разработки нефтегазоносных месторождений Тенгиз, Каражанбас, Каламкас, Жетибай, Тенге, Бузачи, Узень создает реальную угрозу здоровью населения и экосистеме республики.

Из-за вакцинации некачественными импортными препаратами, имели место случаи массовых тяжелых заболеваний детей в Жамбылской и Актюбинской областях.

Жители отдаленных сельских населенных пунктов не могут получить высокоспециализированную медицинскую помощь. В Астане работает только одна поликлиника для учащихся старших классов общеобразовательных школ и колледжей, студентов высших учебных заведений. Данные факты ограничивают права граждан на получение доступной медицинской помощи.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище.

Согласно п.2 ст. 25 Конституции РК, в Республике Казахстан создаются условия для обеспечения граждан жильем. Указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственного жилищного фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Закону РК "О миграции населения", оралманам, возвратившимся на историческую родину по квоте иммиграции, жилье предоставляется бесплатно.

В 2003 году в Комиссию по правам человека поступило 35 обращений граждан (включая оралманов) по жилищным вопросам. Большинство обращений касается вопросов непредоставления жилья из государственного жилищного фонда, а также незаконного выселения постоянных жильцов из общежитий.

Жилищные права граждан нарушались хозяйствующими субъектами, а также местными исполнительными органами.

К примеру, в июне 2003 года в Комиссию по правам человека поступило обращение жительницы Павлодара О. с просьбой оказать содействие в восстановлении жилищных прав, нарушенных незаконными действиями ТОО "Токката", выразившимися в самовольной перепланировке части жилого дома, тем самым создавшей препятствия к свободному доступу в квартиру заявительницы. Кроме того, ответчик ТОО "Токката" отказывался добровольно исполнить судебное решение. Жалоба О. была взята Комиссией по правам человека на контроль и с соответствующим заключением направлена для рассмотрения в порядке надзора в Генеральную прокуратуру РК.

В ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Комиссии по правам человека, жилищные права жильцов квартир NN 37, 38 второго подъезда дома N 7 по улице Володарского г. Павлодара были восстановлены.

В августе 2003 года в прокуратуру г. Петропавловска поступило обращение жительницы города М. с жалобой на действия Управления благоустройства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при акиме г. Петропавловска по вопросу выселения ее из занимаемого жилища. В ходе прокурорской проверки установлено, что указанное Управление было намерено без суда выселить М. из занимаемого ею жилища в принудительном порядке за неуплату долгов за оказанные коммунальные услуги.

По результатам рассмотрения обращения М., в адрес акима г.Петропавловска прокуратурой внесено разъяснение о порядке разрешения жилищных споров в судебном порядке.

За 2003 год в Комиссию по правам человека поступило 15 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей. Практически все эти жалобы были связаны с нарушением прав потребителей в сфере предоставления коммунальных услуг.

К примеру, в январе 2003 года в Комиссию по правам человека поступило коллективное обращение жителей поселка Осакаровка Карагандинской области с жалобой на длительное отсутствие водоснабжения в значительной части поселка. Заявители утверждали, что тяжелое положение с водоснабжением поселка является следствием ненадлежащей эксплуатации водотрассы собственником ТОО "Уй-Жай", которое с 1998 года практически не занималось ремонтом и восстановлением водопроводных сетей. Данная коллективная жалоба жителей поселка Осакаровка Комиссией по правам человека была взята на контроль и рекомендательным письмом направлена для рассмотрения по существу к акиму Каргандинской области Мухамеджанову К.Е. В ходе комиссионной проверки жалобы, факт нарушения прав жителей на водоснабжение нашел свое подтверждение. В результате активных действий акимата Карагандинской области, восстановлено нормальное водоснабжение в поселке Осакаровке, тем самым права потребителей указанного поселка на водоснабжение были восстановлены.

За отчетный период ОАО "Казпочта" были допущены 2 случая нарушения прав граждан на получение качественных услуг.

К примеру, в январе и феврале 2003 года в Комиссию по правам человека поступили обращения граждан РК Г., Н., в которых заявители просили оказать им содействие в получении почтовых переводов соответственно в сумме 5000 и 3000 тенге, направленных им из других регионов Казахстана. Неоднократные обращения заявителей в Карагандинский филиал ОАО "Казпочта" не дали положительных результатов. Только, после вмешательства Комиссии по правам человека нарушенные права Г., Н. были восстановлены в полном объеме.


^ Соблюдение прав граждан в сфере услуг по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, водным и авиатранспортом


Проведенные органами прокуратуры проверки законодательства, направленного на защиту прав пассажиров, показали, что нарушения указанного законодательства продолжают иметь место.

Так, билетной кассой железнодорожного вокзала на ст. Жезказган была произведена предварительная продажа 20 билетов в купейный вагон N 8 пассажирского поезда сообщением "Жезказган-Караганда".

Однако по прибытию указанного поезда на ст. Жезказган этого купейного вагона в составе поезда не оказалось, а пассажиры, имеющие билеты в данный вагон в результате ненадлежащей работы работников билетной кассы по продаже предварительных билетов остались без соответствующих мест в вагонах.

По данным нарушениям Жезказганской транспортной прокуратурой на имя руководства Карагандинского регионального филиала по пассажирскому вагонному хозяйству ЗАО "ПК "Казахстан темир жолы" направлено представление об устранении нарушений законности, по результатам рассмотрения которого виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Аналогичный факт нарушения прав пассажиров был выявлен и Павлодарской транспортной прокуратурой.

26.09.2003 года 10 пассажиров, имеющие билеты на рейс N 125 сообщением "Павлодар-Ганновер", не смогли вылететь данным рейсом в связи с предельной загрузкой самолета, так как произошла перепродажа билетов на данный рейс агентами авиакомпании "Эйр Казахстан". Пассажиры вылетели в Германию лишь 28.06.2003 года. Таким образом, авиакомпанией "Эйр Казахстан" в отношении 10 пассажиров указанного рейса не были своевременно выполнены договорные обязательства по их перевозке, авиакомпании причинен материальный ущерб в связи с обеспечением пассажиров, не вылетевших своевременно в Германию, гостиничными номерами, 3-х разовым питанием и средствами связи с 26.09. по 28.09.2003 г.

По результатам проверки Павлодарской транспортной прокуратурой в адрес руководства ЗАО "Эйр Казахстан" было направлено представление, которое было рассмотрено с привлечением к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, за 2003 год в их адрес поступило 89 обращений граждан по фактам нарушений в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. По поступившим обращениям граждан к дисциплинарной ответственности привлечены 65 проводников вагонов и 12 начальников пассажирских поездов и 4 руководителя филиала ОАО "Пассажирские перевозки".

Следует отметить, что отсутствие прямого пассажирского поезда из Астаны до Шымкента создает неблагоприятные условия для жителей Южно-Казахстанской и Жамбылской областей, приводит к массовому нарушению прав граждан на получение качественных услуг по перевозке. Проходящие пассажирские поезда не покрывают в полной мере потребности региона, где проживает более 3 млн. человек, в данном виде услуг.


^ Соблюдение культурных прав человека и гражданина


Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право на равное и свободное участие в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Конституция и иное действующее законодательство Республики Казахстан полностью гарантирует культурные права человека и гражданина на уровне общепризнанных международных стандартов.

Построение правового государства и гражданского общества во многом зависит от уровня организации системы образования и просвещения в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Это положение нашло подтверждение в провозглашенной Организацией Объединенных Наций формуле, согласно которой образование является основой демократии.

В Республике Казахстан неотъемлемые права человека и гражданина на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан. Закон "Об образовании" одним из основных принципов государственной политики в области образования определил равенство прав всех граждан республики на образование и доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина.

Образование и просвещение в области прав человека представляет собой важное условие создания эффективной системы предупреждения правонарушений, формирования культуры прав человека, в умении защищать свои права и законные интересы, в повышении профессионализма государственных служащих, а также всех тех, кто по роду работы связан с проблемами человека.

В этой области ведется целенаправленная работа по выполнению поручения Главы государства об обеспечении полного охвата обучением детей школьного возраста. Вопросы всеобуча регулярно обсуждались на заседаниях Правительства, областных маслихатах, коллегиях Министерства образования и науки.

В целях выработки единого подхода к выявлению необучающихся детей, организации постоянного контроля над такими детьми, принятия своевременных мер по их возврату в школу, Министерством образования и науки РК и Министерством внутренних дел РК принят совместный приказ о едином учете детей школьного возраста.

В настоящее время в республике имеется определенная система по обеспечению полного охвата обучением детей школьного возраста. Совместно с органами внутренних дел, комиссия по защите прав несовершеннолетних проводятся рейды, операции "Подросток", "Трасса", "Улица" по выявлению детей, не охваченных обучением. Стало традиционным проведение дважды в год республиканского месячника по всеобучу и благотворительной акции "Забота".

В период месячника при поддержке местных исполнительных органов активизируется деятельность организаций, частных лиц, хозяйствующих субъектов. Так, в августе-сентябре 2003 года был проведен очередной республиканский месячник, в ходе которого более 200 тысяч детей из малообеспеченных семей получили материальную помощь на сумму 340,8 млн. тенге.

В целях оказания материальной поддержки детям из малообеспеченных и многодетных семей Правительством принято постановление от 28 августа 1998 года N 812 "О мерах по дальнейшему реформированию системы среднего образования в Республике Казахстан", которым при общеобразовательных школах созданы Фонды всеобуча. Согласно данному постановлению в Фонды всеобуча отчисляется не менее 1 процента бюджетных средств от суммы расходов на содержание школы.

Определенная работа проводится по обучению детей-сирот, детей с ограниченными возможностями в развитии, с девиантным поведением, детей проживающих в отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют соответствующие школы.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О детских деревнях семейного типа и домах юношества" в республике создано 17 домов юношества. В них проживает 836 выпускников из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые продолжают обучение в профшколах, колледжах и вузах или трудоустроены.

7 ноября 2003 года члены Комиссии по правам человека при Президенте РК посетили Дом ребенка и Детский дом города Астаны в целях ознакомления с условиями для воспитания и лечебно-оздоровительной работы, получения образования, оказания помощи в выборе профессии и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Результаты проверки показали, что в указанных специализированных детских учреждениях права детей соблюдаются на уровне международных стандартов, и Комиссия по правам человека рекомендовала соответствующим министерствам распространить опыт работы этих учреждений в других детских домах.

К сожалению, следует отметить, что на практике встречаются факты нарушения прав детей, содержащихся в интернатах и детских домах других регионов.

К примеру, из-за недостаточного финансирования в Жаксынском приюте для несовершеннолетних Акмолинской области норма питания на одного ребенка в день составляет 91 тенге 78 тиын вместо положенных 156 тенге. Из рациона детей исключены фрукты, соки, мясо птицы и другие важные продукты.

Другой пример. Согласно смете на 2003 год, на содержание детского дома "Улан" в Жамбылской области выделено 53,5 млн.тенге вместо предусмотренных нормой 74,8 млн.тенге. Детский дом им. Сарымолдаева этой же области недофинансирован на сумму более 2 млн. тенге.

Согласно статистике с каждым годом растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что в свою очередь приводит к перегрузке детских учреждений.

Имеют место случаи, когда нарушение прав несовершеннолетних происходит вследствие коррупционных правонарушений со стороны отдельных чиновников уполномоченных государственных органов.

К примеру, в мае 2003 года начальник Жангельдинского районного управления образования Костанайской области Д. при организации летнего отдыха детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных лагерях направил в республиканский международный лагерь \"Окжетпес\" родных детей акима этого района, своего собственного ребенка и дочь члена комиссии, определявшей для отправки в лагерь детей.

Четвертый год в Казахском государственном женском педагогическом институте функционирует на бюджетной основе подготовительное отделение для 200 девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов первой и второй групп, инвалидов с детства, которым не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования, предусмотрено преимущественное право на присуждение образовательных грантов или предоставление государственных образовательных кредитов.

В 2003 году в 129 общеобразовательных школах республики более 17,5 тысяч учащихся изучили 12 родных языков как самостоятельный предмет: немецкий - 400 чел., польский - 1895 чел., украинский - 165, корейский 463, дунганский - 6673, татарский - 357, турецкий - 60 человек. В 64 школах они изучаются факультативно или в кружках. Изучение родного языка учащимися национальных меньшинств в рамках начального общего и основного общего образования находятся в компетенции местных исполнительных органов и осуществляется в пределах учебного времени, отведенного в вариативном компоненте базисного учебного плана. В 10-11 классах родной язык изучается по выбору учащихся.

В целях обеспечения доступа профессионального образования разрабатывается в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы гарантированный государственный норматив сети организаций начального профессионального образования с учетом потребностей регионов в работниках квалифицированного труда.

Расширение прав детей-оралманов и сельской молодежи на образование обеспечивается в соответствии с
4100258848137473.html
4100337927379082.html
4100414341027977.html
4100528735773659.html
4100579776668667.html