Оглавление - страница 4

^ Мера ответственности перевозчика

Вопрос об ответственности перевозчика за характер перевозимых грузов, их номенклатуру и количество недостаточно четко урегулирован в таможенном кодексе. Выше уже приводились примеры, которые показывали, что перевозчик во многих случаях не может физически проверить соответствие погруженного груза товаросопроводительным и транспортным документам. Вот еще один пример, который позволяет лучше понять существо этой проблемы. Перевозчик может получить опломбированный контейнер в Котке (Финляндия), зная содержимое только по документам. Водитель не может открыть опломбированный контейнер и удостовериться, что в нем содержатся именно те грузы и именно в тех количествах, которые указаны в документах. Однако в случае если таможенная служба обнаружит несоответствие груза документам или другие более серьезные нарушения водитель становится нарушителем, и будет отвечать в административном, а иногда и в уголовном порядке. Хотя реально содержание контейнера может проверить только компания отправитель или получатель груза. Перевозчик же такими знаниями обладать не может.

Новый таможенный кодекс обходит молчанием эту проблему, но она, как известно, существует.

Как известно статья 81 таможенного кодекса «Транзитная декларация» в подпункте 5 пункта 2 содержит положение о том, что перевозчик должен представить в таможенный орган отправления сведения «о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с гармонизированной системой описания и кодирования товаров или товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков».

На наш взгляд, это положение таможенного кодекса вполне можно классифицировать как обязанность перевозчика или водителя транспортного средства нести ответственность за содержание перевозимых грузов на основании документов об этих грузах. Ответственность же за несоответствие документов самим перевозимым грузам несет грузоотправитель или лицо, подписавшее документы. Очевидно, что так и должна строиться вся дальнейшая линия ответственности перевозчика (водителя автотранспортного средства) за перевозимые грузы в случаях каких-либо несоответствий между грузами и документами. Это и должно быть четко оговорено в таможенном законодательстве России.

В таможенном законодательстве должна быть точно оговорена мера ответственности перевозчика в тех случаях, когда он реально не может удостовериться в содержимом перевозимых в контейнерах или в другом виде грузов. Поправка к таможенному кодексу, заполняющая правовой вакуум в этой области должна быть разработана и по мнению представителя ООО «АСМАП-Логистик».

^ Таможенное сопровождение

Участники Круглого стола подвергли серьезной критике практику таможенного сопровождения, действующую в Российской Федерации.

Статья 87 таможенного кодекса определяет, что таможенное сопровождение транспортных средств перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите. Статья 87 пункт 2 таможенного кодекса перечисляет случаи, в которых таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении. Таможенный кодекс устанавливает, что за таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Однако до последнего времени этот вопрос не был урегулирован законодательством о налогах и сборов. В отношении размеров этих сборов российское правительство и федеральная таможенная служба должны руководствоваться положением ВТО о том, что размер этих сборов должен соответствовать стоимости оказанных услуг, т.е. реальной стоимости таможенного сопровождения.

Однако, как отмечали многие участники Круглого стола, таможенное сопровождение применяется довольно часто в тех случаях, когда стоимость таможенных платежей и пошлин превышает 50 000 долларов США.

Представительница Ассоциации автомобильных перевозчиков Чехии сообщила, что система регулировки применения таможенного сопровождения в России не только существенно увеличивает затраты на перевозку, но и приводит к увеличению времени транспортировки грузов. На «Смоленском» таможенном терминале, который наиболее часто используется чешскими перевозчиками, таможенное сопровождение осуществляется только по вторникам и четвергам. Водителям, прибывшим на терминал поздно вечером в четверг или в пятницу, приходится ожидать таможенного сопровождения с пятницы до вторника. Для транспортной фирмы – это довольно большой простой, приносящий существенные убытки. Хотя, как известно, таможенное сопровождение должно осуществляться должностными лицами таможенных органов на базе твердых государственных ставок за это сопровождение.

В случае принятия решения о таможенном сопровождении при перевозке, перевозчика обязывают заключить договор с ЗАО «СВТС – Сопровождение», которое осуществляет таможенное сопровождение, взимая оплату по коммерческим ставкам.

На это указывал и представитель литовской Ассоциации автомобильных перевозчиков. Он подчеркивал, что в настоящее время налоговый кодекс РФ не содержит упоминаний о федеральном сборе за таможенное сопровождение. В организации таможенного сопровождения участвуют коммерческие структуры. Автосоставы идут под таможенным сопровождением, но по коммерческим расценкам. Рентабельность рейсов под таможенным сопровождением - фактически минусовая. Им же было подчеркнуто, что порядок взимание платы за таможенное сопровождение в таможенном законодательстве практически неопределен, а также в таможенном кодексе не определена ответственность таможенного органа в случае невыполнения условий таможенного сопровождения. По мнению этого участника Круглого с тола такое положение «создает условия для разного рода трактовок и манипуляций понятием таможенное сопровождение».

Отдельные выступающие называли цифры, говорящие о довольно высокой стоимости таможенного сопровождения. Таможенное сопровождение по сравнительно короткому маршруту от Смоленска до Москвы обходится примерно 450 евро с транспортного средства, а таможенное сопровождение, осуществляемое частной структурой ЗАО «СВТС-Сопровождение», стоимость услуг которой от Смоленска до Кургана составляет 1700 долларов за каждое транспортное средство.

Фактически, разрешая такую практику, таможенные органы РФ не выполняют требования Таможенного кодекса о том, что таможенное сопровождение должно осуществляться силами должностных лиц таможенной службы по государственным расценка.

Важный вопрос прозвучал в выступлении представителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Он отметил, что в статье 87 Таможенного кодекса РФ отсутствуют временные рамки, в пределах которых таможенные власти должны организовать таможенное сопровождение. Как и другие выступающие, он подчеркнул, что отсутствие временных рамок приводит к недельным простоям перевозчиков в пунктах пропуска в ожидании прибытия таможенного наряда. По существу таможня никакой ответственности согласно таможенному кодексу за организацию таможенного сопровождения не несет. В Приказе ГТК РФ № 897 указаны некие сроки таможенного сопровождения, но они не соблюдаются. Вся материальная ответственность за простои и нарушения сроков доставки грузов ложатся на перевозчика и приводят к штрафным санкциям и невыполнению контракта. Поэтому обязательства таможни в этой области должны быть включены в статью 87 Таможенного кодекса.

Как показало обсуждение на Круглом столе, таможенное сопровождение, которое казалось бы исключительной мерой обеспечения, применяется на практике руководителями таможен довольно часто, если не в большинстве случаев и даже при правильной организации расходы на оплату таможенного сопровождения ложатся тяжелым бременем на расходы, связанные с перевозкой внешнеторговых грузов.

Поэтому целесообразно при доработке таможенного кодекса включить в статьи, касающиеся таможенного сопровождении ,положения, определяющие обязательства и ответственность таможни за организацию таможенного сопровождения. Запретить использовать в этой области коммерческие организации любого типа и ранга, проводя таможенное сопровождение силами официальных служащих таможенных органов. Необходимо также установить жесткие государственные расценки (сборы за таможенное сопровождение), размер которых согласно правилам ВТО должен точно соответствовать стоимости оказываемых услуг. Наконец, нужно более жестко ограничить возможный субъективизм в принятии решений о проведении таможенного сопровождения. Возможно, следует включить в таможенный кодекс положение о том, что если таможенное сопровождение не может быть предоставлено в разумные сроки (три-шесть часов) то требование о нем должно сниматься.


4071260041691283.html
4071436482387330.html
4071553510929982.html
4071655504856168.html
4071682323582096.html